Компании нуждаются в рекламе и продвижении независимо от сферы деятельности. В тоже время далеко не все задумываются, чем занимается маркетолог и какой перечень функций входит в его должностные обязанности. Работа рекламщиков и пиар-агентов не ограничивается выдачей и реализацией креативных идей, большую часть времени занимает аналитика и организационные мероприятия. Специалисты с экстраординарным подходом к выполнению заказов и багажом успешных проектов очень востребованы на рынке труда и получают высокие гонорары за свою деятельность.
Кто такой маркетолог
Обобщенно профессия маркетолога заключается в объединении потребностей пользователей с возможностями компании. Специалисты выступают связующим информационным звеном между продавцом и покупателем. Все сведения о новых проектах, продуктах и услугах целевая аудитория получает из рекламы.
Маркетологи занимаются аналитикой и разработкой нескольких объектов:
- Продукт. Оценка предлагаемого товара, изучение его свойств и характеристик, выявление индивидуальных особенностей, выделяющих конкретный продукт среди аналогичных.
- Цена. Рекламные представители не занимаются ценообразованием напрямую, но используют данные о стоимости для обозначения значимости товара или услуги, качестве комплектующих, технологий или сырья, задействованного в производстве.
- Каналы распределения. Определение целевой аудитории и составлении портрета потенциального покупателя помогает наладить рекламу для информирования и привлечения клиентов.
- Продвижение. Активное использование маркетинговых инструментов и психологии продаж, в виде различных акций, скидок, бонусных карт и программ лояльности.
Основная задача маркетолога – обозначить ценность предложения компании, чтобы выделить марку или бренд среди конкурентов.
Особенности работы:
- Маркетолог отвечает за увеличение продаж, но не контролирует товарооборот и логистику напрямую. Этими вопросами занимаются экономисты и менеджеры.
- Специалисты используют статические показатели и профильное ПО для оценки эффективности рекламных мероприятий и реакций целевой аудитории.
- Профессионалы работают с лендингом, контентом, рассылками, брендингом и имиджем компании.
- Ключевые инструменты маркетинга – воронка продаж и маркетинговое исследование.
- Добиться успеха в профессии помогает аналитическое мышление, объединенные с креативным подходом.
При эффективной работе маркетингового и экономического отдела организация продает больше и чаще широкому кругу людей по оптимальной цене.
Виды маркетологов
Специалисты могут работать по общему профилю или выбрать направление для узкой специализации:
- Бренд-менеджеры – отвечают за создание облика компании в глазах покупателей. Они информируют о принципах и ценностях фирмы, разрабатывают бренд-стратегию, предлагают общую концепцию преподнесения товара или услуги.
- Трейд-маркетологи – анализируют торговые точки. Специалисты оценивают соблюдение цветовой гаммы, наличие и достаточность информационных плакатов, изображение марки, расположение внутри торговых комплексов и центров, удобство парковки, доступность посещения, расстановку витрин и ассортимента. Дополнительно профессионалы в области маркетинга продумывают долгосрочные бонусные программы и внедрение карт лояльности, а также запуск акций и скидок, ограниченных во времени.
- Интернет-маркетологи – спецы в области онлайн-продаж и продвижения. Квалифицированные кадры занимаются раскруткой в соцсетях, использованием SMM, наполнением лендинга и контентом, создают и продвигают группы и официальные страницы компании, контролируют лиды на официальном сайте, обрабатывают отзывы и жалобы покупателей и предлагают пути развития и модернизации фирмы.
- Ресерч-менеджеры – рекламные аналитики. Создают стратегии продвижения и занимаются маркетинговыми исследованиями. Аналитические функции часто делегируются профильным компаниям, которые прорабатывают рынок и конкурентов и предоставляют полученные данные в виде комплексного отчета. Работа профессионалом тесно связана со статистикой и расчетом математических показателей.
В небольших компаниях сотрудники маркетинговых отделов занимаются всеми направлениями деятельности, разделяя аналитику и продвижение для конкретных товаров или услуг.
Задачи и обязанности специалиста
Маркетолог не создает технологические условия работы предприятия и не организует продажи, но выполняет ряд других обязанностей, способствующих повышению прибыли:
- Изучение рынков сбыта;
- Работа с целевой аудиторией;
- Оценка деятельности конкурентов;
- Проведение одномоментных и полномасштабных маркетинговых исследований;
- Контроль ценообразование и своевременная реакция на изменения стоимости аналогичных товаров или услуг;
- Изучение ассортимента, внесение предложений по модернизации и трансформации реализуемых продуктов;
- Разработка плана развития предприятия;
- Оформление рекламных компаний, рассылок;
- Взаимодействие с типографиями и СМИ;
- Проведение переговоров с клиентами по согласованию концепции продвижения;
- Выявление перспективных направлений деятельности фирмы;
- Контроль статистических показателей эффективности работы рекламы.
Главные задачи специалиста:
- Аналитика рынка, деятельности фирмы и конкурентов.
- Динамический мониторинг изменений при помощи маркетинговых исследований и статистических показателей.
- Планирование развития или модернизации производства с учетом потребностей и спроса.
- Проектирование рекламных акций и компаний.
- Брендинг и имиджмейкерство.
- Прогнозирование эффективности маркетинговых мероприятий.
Маркетолог должен постоянно отслеживать изменения в области деятельности компании, так как ежедневно открываются новые предприятия, изменяются цены и характеристики аналогичных продуктов.
Необходимые для работы навыки
Во время профильного обучения студенты осваивают список компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей:
- Проведение расчетов бюджета рекламных проектов и подтверждение эффективности и окупаемости вложений.
- Анализ динамических показателей.
- Прогноз изменения данных о продажах и количестве покупателей.
- Предложение нескольких вариантов продвижения с различными задачами и целями.
- Установление причинно-следственной связи в уменьшении количества продаж, выявление слабых сторон деятельности.
- Проведение маркетинговых исследований.
- Использование профессиональных инструментов и специализированного ПО.
- Применение методов и способов маркетинга и менеджмента.
- Теории психологии покупателей, социологии, экономики.
- Тренировка насмотренности и эстетического вкуса, для оценки деятельности дизайнеров и художников-оформителей.
Наряду с профессиональными навыками маркетолог должен обладать конкретным набором личностных характеристик:
- Ответственность;
- Лидерские качества;
- Креативность;
- Аналитические способности;
- Развитое критическое мышление;
- Эрудированность;
- Амбициозность;
- Результативность;
- Профессиональная гибкость;
- Знания делового этикета и правил проведения переговоров.
Инструмент работы маркетолога – визуализация и устная или письменная речь. Грамотно составленный слоган или текст, подкрепленный привлекательной картинкой – залог успешности рекламной компании.
Какую специальность нужно получить
Для освоения навыков создания рекламных проектов и их продвижения требуется поступить на факультет интернет-профессий по специальности «Интернет маркетинг».
Зачисление доступно выпускникам 11-го класса и ссуз при условии успешной сдачи ЕГЭ по:
- Русскому языку;
- Математики;
- Истории.
Абитуриенты с дипломом колледжа могут сдать единый госэкзамен только по русскому языку, а вступительные испытания по математики и истории пройти в виде письменной или устной экзаменации в вузе.
Заявление о поступлении принимается очно в дни работы приемной комиссии или в онлайн формате, в виде обращения на электронный адрес. Дополнительно предоставляется полный пакет документов:
- Ксерокопия паспорта;
- Оригинал аттестата или диплома ссуз;
- Сертификаты ЕГЭ;
- Медицинская справка о профпригодности и отсутствии противопоказаний к практической деятельности по специальности формы 086у.
Абитуриентам доступны два формата обучения:
- Очный – сроком 3 года 10 месяцев;
- Заочный – 4 года 10 месяцев.
Выпускники 9-го класса и одиннадцатиклассники не набравшие проходного количества баллов за ЕГЭ могут начать профессиональное образование в колледже по специальности «Интернет-маркетинг». После получения диплома, выпускники, желающие продолжить обучение на бакалавриате по направлению первичной специализации имеют право подать заявление на автоматические перезачеты, по пройденным ранее дисциплинам и учиться по сокращенной программе.
Перспективность профессии
Штатные маркетологи востребованы во всех отраслях деятельности. Дипломированные кадры трудоустраиваются в профильные консалтинговые и рекламные агентства, государственные и частные корпорация.
Специальность относится к перспективным направлениям. На данный момент область охватывает IT-технологии, 3D графику и моделирование, онлайн площадки и платформы, различные сервисы и приложения.
Карьера начинается с рядового сотрудника отдела маркетинга или продвижения. При успешном выполнении должностных обязанностей и креативном видении профессии наблюдается быстрый карьерный рост до руководителя отдела или директора собственного агентства.