Организационный консалтинг — достаточно новая сфера для отечественного бизнеса, которая только набирает свою популярность в стране. Главная задача, которая ставится перед психологами в организации — налаживание эффективной совместной деятельности персонала, которые трудоустроены в рамках одной компании и стремятся достичь единой цели. Из-за возрастающей популярности профессии, многие задаются вопросом — как стать организационным психологом и какую работу придется выполнять на должности? Разбираемся в нюансах направления.
Кто такой организационный психолог
Чтобы понять, чем организационный психолог отличается от обычного консультанта, необходимо разобраться в ключевых особенностях самого направления «Организационная психология». Это большой раздел психологии, основная цель которого — применение на практике теорий, методик и техник воздействия с целью разрешения существующих проблем у организации, управления компанией и бизнесом. Иными словами, организационный психолог способствует повышению труда и удовлетворенности штата условиями работы в организации.
Задачи и функции специалиста
Разобраться в профессии поможет анализ должностных обязанностей и функций организационного психолога. В рамках осуществления своей деятельности, специалисту в области организационной психологии предстоит:
- изучить, какое оказывает влияние человеческий фактор на работу предприятия;
- подобрать персонал для трудоустройства на вакантные должности;
- разработать инструменты отбора, благодаря которым можно выбрать из множества кандидатов действительно компетентных сотрудников;
- осуществлять регулярный мониторинг умений работников и при необходимости направлять их на дополнительную переподготовку;
- оказывать помощь при организации комфортных и безопасных рабочих мест.
Организационный психолог — тот человек, который разрешает производственные конфликты. Он консультирует персонал в сложные периоды, помогая сделать действительно рациональный выбор. Если у персонала накопилась усталость, стресс, чувствуется напряжение, что сказывается на производственных процессах, то и в этом случае на помощь приходит специалист в области организационной психологии.
Особо ценят помощь организационных психологов в моменты, когда компании предстоит реорганизация, изменение управленческой структуру, сокращения персонала.
Профессиональные навыки
Помимо традиционных навыков, которые необходимы всем специалистам в области психологии для работы, организационный психолог должен обладать профессиональными навыками и компетенциями.
- Коммуникативность. Главный метод работы психолога — общение с человеком, поэтому от того, как он выстраивает коммуникацию, зависит успех всей профессиональной деятельности. Организационный психолог должен понимать, как воздействовать на персонал словом, чтобы мотивировать его на труд.
- Владение общепсихологическими методами, которые позволяют диагностировать особенности человека, выделяя его важные качества для работы на конкретной должности. Иными словами, организационный психолог должен владеть техниками, которые помогут оценить сотрудника и при необходимости провести его аттестацию, ротацию, переобучение.
- Владение техникой социально-психологической диагностики. Эти навыки и компетенции необходимы для того, чтобы организационный психолог знал, какой сформирован психологический климат внутри коллектива в компании, требуется ли предпринять меры для сплоченности персонала или сгладить межличностные конфликты.
- Умение применять результаты анализа на практике. После диагностики и полученных результатов эксперт в области психологии должен понимать, как разработать программу, способную компенсировать существующие проблемы, а также внедрить ее в управленческие процессы.
Важны для профессионалов этого направления и такие навыки, как организация консультативной работы, оказания помощи сотрудникам при стрессовых ситуациях, эмоциональном выгорании.
Личные качества специалиста
Чтобы занимать должность организационного консультанта, важно иметь не только набор профессиональных навыков, но и личных качеств. К ним относятся:
- Стрессоустойчивость. Работа с большим коллективом, в том числе при межличностных конфликтах, может привести к эмоциональному выгоранию. Поэтому быть организационным психологом могут только те лица, которые устойчивы к влиянию стресса и могут абстрагироваться от негатива.
- Ответственность. Деятельность требует от эксперта по психологии ответственного подхода, ведь от качества выполнения его обязанностей зависит работа коллектива и компании.
- Целеустремленность. Консультант должен стремиться к выполнению задач — отсутствие целеустремленности и мотивации у него будет противоречить принципам, которые он прививает сотрудникам в рамках трудового коллектива.
Какое образование необходимо
Для работы по специальности необходимо наличие профильного образования. Получить его можно на психологических факультетах, которые ведут набор абитуриентов во многих вузах. Отдать предпочтение при поступлении рекомендуется следующим направлениям подготовки:
- «Социальная психология». Образовательная программа рассчитана на подготовку специалистов, которые исследуют поведение человека, находящегося в разных социальных группах. Такой профессионал может объяснить, почему один сотрудник может стать руководителем компании, а другой может претендовать исключительно на рабочую специальность. Во время освоения профессии студенты учатся разрабатывать программы мониторинга, необходимые для оценки психологического комфорта лиц в зависимости от условий труда и существования. Кроме того, социальные психологи определяют наиболее часто встречающиеся проблемы у представителей разных общественных групп, к которым относится, в том числе, и рабочий коллектив.
- «Практическая психология» — второе направление, которое готовит специалистов, могущих применять знания, компетенции и навыки на практике. Выпускники вузов, которые имеют диплом по этой специальности, устраиваются на должности психологических консультантов в разные сферы. Оказывать услуги консультирования они могут и в компаниях. Главное отличие этого направления состоит в том, что работа по этой специальности подразумевает разработку практических рекомендаций по разрешению кризисных ситуаций.
Преимущества и недостатки профессии
Психолог, который занимается частным консультированием, как специалист имеет ряд достоинств и недостатков. Чтобы оценить перспективы для получения профильного образования, следует сравнить эти плюсы и минусы направления.
Среди преимуществ можно выделить:
- Высокий уровень заработных план — услуги организационных психологов с каждым годом становятся все востребованнее, что повышает уровень заработных плат.
- Образование подразумевает постоянное повышение квалификации, что способствует рост профессиональных компетенций, освоению новых навыков.
- Большой выбор работодателей. Устроиться на работы по направлению можно как в частные бизнес-компании, так и государственные органы. Востребованы специалисты в образовательных организациях, консалтинговых бюро.
Но имеет специализация и ряд недостатков, которые следует учитывать при поступлении на психологический факультет:
- Профессия в России активно начала внедряться только в 90-е годы XX века, поэтому многие до сих пор не понимают, какие должностные обязанности должен выполнять консультант в организации. Решить этот недостаток можно, если при трудоустройстве прописать должностную инструкцию, в которой будут четко указаны функции.
- Второй существенный минус — чтобы стать первоклассным экспертом, придется завоевывать авторитет на рынке. Никто не будет пользоваться услугами заурядного психологического консультанта, когда свои услуги предоставляют настоящие гуру профессии. Поэтому выпускникам университетов придется потрудиться, чтобы стать востребованным специалистом.
Психолог в организации — важное звено. Этот сотрудник способствует улучшению психологического климата, мотивирует персонал на работу, сглаживает острые углы конфликтов. Поэтому получение диплома по этому направлению актуально — услугами грамотных психоаналитиков пользуются бизнесмены, частные компании и госорганы.