Ключевое звено любого бизнеса — персонала. От уровня профессионализма сотрудников, их опыта работы и ответственности зависит весь производственный процесс. Поэтому отбору кадров уделяется особое внимание в любой компании. В штате крупных организаций работает специалист, который отвечает за найм новых сотрудников — менеджер по персоналу. Кто такой HR менеджер, какие обязанности на него возложены — разбираемся вместе.
Чем занимается HR менеджер
Перед тем как осветить сферу занятий сотрудников HR, необходимо дать определение самому понятию. HR менеджер — это специалисты, которые имеют непосредственную связь с процессами управления персоналом. Если говорить проще, то это обобщенная категория, которая включает в себя сотрудников из 5 отдельных профессий:
- Рекрутер, который занимается непосредственно подбором и отбором кадров для фирмы.
- Делопроизводитель — менеджер, который заведует кадровым делопроизводством. Очень часто в небольших по размерам компаниях этим занимаются секретарь или бухгалтер.
- Корпоративный тренер. Главная обязанность сотрудника на HR должности этого профиля — обучение персонала компании навыкам, необходимым для решения поставленных руководством задач.
- Управляющий. Это менеджер, который занимается непосредственной коммуникацией с персоналов компании, контролирует производственный процесс и организует работу.
- HR - непосредственно сотрудник, зачастую занимающий административные должности, который курирует всю кадровую политику бизнеса.
Обязанности менеджера по персоналу
Понять, что входит в кадровую политику компании, позволит анализ основных обязанностей HR-менеджера. В своей работе он должен:
- оценивать потребность бизнеса в новых сотрудниках;
- подбирать и отсеивать кандидатов, которые не подходят по опыту и навыкам на вакантную должность;
- адаптировать персонал к новым условиям труда;
- определить систему оплаты труда, разрабатывать систему мотивации;
- организовывать обучение и курсы повышения квалификации;
- разрабатывать локальные документы, в том числе технологические карты, корпоративные стандарты;
- участвовать в оперативном управлении, решать текущие вопросы;
- контролировать рабочий процесс, давая оценку персоналу;
- аттестовывать и оценивать сотрудников, их компетенции и знания;
- вести учет рабочего времени, заниматься вопросами кадрового производства;
- совершенствовать условия труда и корпоративную культуру;
- анализировать эффективность использования человеческих ресурсов.
Спектр обязанностей не ограничивается перечисленными выше задачами. Поэтому HR менеджер должен обладать компетенциями и навыками, без которых невозможно грамотно управлять производством.
Профессиональные навыки специалиста
Стать HR менеджером, не обладая профессиональными навыками невозможно. Поэтому претендовать на эту должность могут те лица, которые:
- ориентируются в трудовом законодательстве;
- имеют навыки кадрового делопроизводства;
- разбираются в организационной психологии;
- специализируются на менеджменте при использовании человеческих ресурсов;
- знают особенности регионального рынка труда.
Кроме того, HR менеджер должен отличаться хорошими коммуникационными навыками. Работа с сотрудниками требует постоянного общения — грамотная речь, возможность аргументации, а также способность влиять на мотивацию персонала — один из основных навыков хорошего управленца.
Специалист в области HR решает трудовые споры и конфликты, минимизируя вред для имиджа компании. Поэтому он должен иметь хорошую стрессоустойчивость и ответственность.
Невозможно работать по специальности и без усидчивости. Создание нормативных документов, инструкций и актов требует скрупулезности и максимальной ответственности.
Преимущества и недостатки профессии
Ответственность, которая возлагается на HR высока. Поэтому перед тем, как устроиться на эту должность, следует определить плюсы и минусы профессии.
Достоинствами специальности можно назвать:
- Перспективы. Востребованность специалистов в России с каждым годом только возрастает, поэтому наличие диплома о высшем образовании в этой сфере — хорошая возможность для карьеры.
- Большой спрос. Специалистов, которые разбираются в области HR, на рынке очень мало. Поэтому выпускников вузов с данной квалификацией «расхватывают» работодатели.
- Возможность выбора. HR-работники могут выбирать направление деятельности из 5 возможных. Это позволят специализироваться на той сфере, которая действительно интересна.
- Удаленная работа. Многие компании нанимают сотрудников удаленно, что позволяет работать с крупными фирмами из разных регионов.
Имеет профессия и свои недостатки. Среди них:
- риск эмоционального выгорания;
- приходится играть роль постоянного буфера: эксперт выступает в качестве посредника между персоналом и руководством фирмы;
- многозадачность: справиться со всем перечнем обязанностей может далеко не каждый человек.
HR — незаменимый специалист для любой компании. Главное при выборе профессии сопоставить все преимущества и недостатки должности, а также оценить собственные возможности для исполнения обязанностей.